Нынче среднестатистический американец не может пойти в обычный супермаркет и купить там еды, которая в итоге так или иначе не угробит его здоровьице.
Главная проблема в покупной американской еде — это наличие ингредиентов, которые даже здорового и умеренно питающегося человека доведут до ожирения и ранней смерти. Причина их наличия — производителям еды хочется сэкономить на производстве, заменяя ингредиенты на более дешевые (тростниковый сахар на кукурзный сироп, например), а также вызывать зависимость от своей еды (то же добавление сахара везде, даже в колбасу, и разные вкусовые добавки с таким же эффектом).
Начнем с того, что маркетинг еды — это мощнейшая индустрия. Вот всего один пример: маркетологи с детства приучают людей сочетать определенные продукты друг с другом, чтобы их не покупали по отдельности. Например, картошка-фри и кола. Макароны и сыр. Я как-то в магазине наблюдала сцену, где парочка гуляла в овощном отделе, и парень предложил девушке купить клубники:
— О, смотри, клубника! Давай купим и будем в растопленный шоколад макать?
Или я как-то гуглила новый обнаруженный мной фрукт плуот — смесь сливы и абрикоса. Фрукт редкий, сезонный и килограммами его не купить. Нагугливаю отзыв какой-то дамы:
— Я сама только недавно открыла его для себя! Купила несколько штучек и испекла с ними пирог — отлично получилось!
В обоих случаях у меня была челюсть на полу:
— А что, кака-то религия запрещает вот просто так, без шоколада и теста их есть?
Также маркетинг определяет традиционные наборы продуктов на завтрак, обед и ужин. Например, классика якобы здорового завтрака: свежевыжатый апельсиновый сок и сухой завтрак с молоком. И то, и другое — убойные сахарные бомбы для организма, но при этом имеют иммидж полезной еды. Если погуглить истории таких вот типичных представителей американского стола, то почти за каждым окажется вовремя сделанная рекламная компания, целью которой было продать побольше этого товара путем вживления в мозги идеи, что они годные и полезные для здоровья.
Нельзя сказать, что покупатели совсем никакого влияния на тип и состав продуктов не имеют. Раз в 5-10 лет возникают пищевые тренды, благодаря которым на полках появляются новые продукты или новые формулы существующих продуктов, но и здесь, я уверена, все происходит не просто так, а с подачи пищевых компаний. Они платят врачам и прочим, к чьему мнению люди прислушиваются, они также оплачивают исследования, которые выдают нужный им результат. И вуаля — у потребителя сформирован новый тренд, который он считает полностью своим. И, само собой, любой тренд производители постараются реализовать так, чтобы поменьше потратить на ингредиенты и побольше заработать на продажах.
читать дальшеПример из другой индустрии — косметические кремы в банках. Мало-мальски осведомленная потребительница понимает, что при постоянном контакте с воздухом и пальцами формула крема разрушается, а также в креме тупо заводится грязь и начинают размножаться микробы. Про то, что прозрачная банка очень быстро убивает все полезные ингредиенты, даже не говорим. Но для многих женщин крем — это нечто в баночке на полочке, а не в тюбике, не в контейнере с насосом. Прекрасно зная, что через неделю пользования кремом в баночке покупательница намазывает на лицо смесь грязи, микробов и бесполезной жижи, косметические компании продолжат выпускать баночки.
Самый смешной и одновременно очень грустный пример из пищевой индустрии — это обезжиренные продукты. Что делает продукт вкусным? Либо сахар, либо жир. Как только пипл втемяшил себе в голову, что жир — это зло, и выписал себе индульгенцию «могу жрать все подряд, главное, чтобы обезжиренное», появились и соответствующие продукты. В отсутствие жира чем производители компенсируют вкус? Правильно, ударной дозой сахара. Просто сравните этикетки обезжиренного и цельного йогурта.
Как ни печально, именно это помешательство на обезжиренных продуктах является причиной недавнего огромного скачка в количестве людей, страдающих ожирением, потому что вместе с низким процентом жира в жизнь пришел высокий процент сахара.
Сахара в Америке не жалеют. Он же вызывает зависимость, чего его жалеть. Ну, а то, что раковые клетки обожают сахар — это нам по барабану. Даже американские сладости есть невозможно — в них столько сахара, что он перебивает вкус всех других ингредиентов. Ты хочешь поесть мороженого, а ешь охлажденный сахар, который чуть ли не на зубах скрипит. Ты ешь печенье — и прежде, чем ты хоть что-то, кроме сахара уловишь, он уже долбанул тебе по мозгам, чтобы ты сначала бегал, как подорванный (но недолго), а потом лежал пластом и думал, где еще взять сахара, чтобы вштыриться.
С недавних пор до народа стало доходить понемногу, что чрезмерное потребление сахара — это не только причина лишнего веса, но и онкология. Но и тут производители подсуетились: не хотите сахар? не хотите кукурузный сироп? без проблем! Вот вам сироп агавы. Агава звучит экзотично и органично. Агааааввааааа! Это тебе не какой-то там мерзкий сироп из мерзкой кукурузы. Давайте все дружно поливать все сиропом из агавы, она же полезная! Агава жеж!!! А то, что по сути чистого сахара в ней ровно столько же, сколько и в тростниковом сахаре — эт не важно, это как-то мимо мозга пролетело, а в рекламе, где бутылка с агавой стоит на фоне тропических растений, тем более об этом не скажут.
Следующий мерзкий ингредиент — растительное масло. Пальмовое, соевое, канолы и так далее, которые можно найти в продуктах, где вообще не ждешь никакого масла. Но растительное же — значит полезное, разве нет?! Нет. В таких чудовищных дозах наш организм не получал омегу 6 со времен начала цивилизации. Но омега же хорошо, не? Бабушка в деревне ж на этом вонючм подсолнечном масле нерафинированном жарила молодую картошечку же! Хорошо, но только если пропорция омеги 3 и омеги 6 составляют от 4:1 до 1:2, а в покупной еде она 1:16. То, что такие пропорции вытворяют с клетками организма близится к повреждению структуры ДНК.
Дальше. Что у нас является базой классической пищевой пирамиды, которая показывает, сколько чего должно быть в рационе? Хлебушек и макарошки. Стоит упомянуть, что происхождение у этой пирамиды коммерческое, а не медицинское, и основ реально здорового питания она не передает. Что у нас не так с хлебушком, помимо того, что в нем обычно дофигища сахара и растительного масла? В хлебушке у нас рафинированная мука. Но тут мы все быстро похватали цельнозерновые хлебцы грубого помола и думаем, что удачно избежали вреда для здоровья. Но забыли про клейковину. То, как сейчас выращивается и обрабатывается пшеница и рожь, делает клейковину тихой убийцей, и не только для тех, у кого целиакия. У тебя депрессия? Сам дурак виноват, иди к психиатру! Ты ходишь весь отечный? Сам дурак виноват. У тебя мозги не соображают, в голове туман, лишний вес набирается? Сам дурак ущербный. Но никто тебе не скажет, что все это результат цельнозернового бутерброда на завтрак и тех же цельнозерновых макарошек на ужин.
Про пиццу я молчу. Классического американца предсталяют с гамбургером в одной руке и с колой в другой. На самом деле у него в обеих руках пицца.
А вот если кто-то вообще не ест мучное, а ест одно мясо и траву? А чем кормят его говядинку при жизни-то? Зерном ее и кормят, так что далеко ты не убежал. Только если ты не ешь одно мясо бизона. Бизон, говорят, по каким-то своим причинам не ест зерно, собака.
На продуктах, которые маскируются под здоровые — с пониженным содержанием соли! без сахара! без муки! без трансжиров! — надо внимательно читать состав, чтобы выяснить, за счет добавления какой гадости такой банкет происходит.
То есть, если ты пошел в обычный супермаркет и взял обычной еды — хлеб, йогурты, мясо, сухих завтраков, и не взял чипсов, тортов, мороженого, ты все равно в итоге будешь больной и толстый. Не сразу, конечно, а как только организм устанет амортизировать весь токсичный мусор, который в него регулярно поступает.
Конечно, разиваются фермерские рынки и "локальная еда" (т.е. выращенная в том районе, где живешь) становится все популярнее, но для добывания всего этого требуется вкладывать дополнительные силы и деньги. Не побежит работающая мама двоих детей в субботу с утра на этот сраный рынок. Я замечаю, что в моем окружении люди все чаще полностью отказываются от каких-то продуктов — мучное, молочное, мясное. Не потому, что они хотят похудеть или что-то еще, а потому что начинаю замечать, что им тупо плохо от их употребления (вялость, сонливость, сниженный иммунитент и так далее). Что дальше будет — посмотрим.