воскресенье, 21 ноября 2004
Фильм "Рэй" (вариант: "Луч" ) /Ray/. Биография легендарного Рэя Чарльза.
Российская премьера: 27.01.2005.
рецензияЛуч (Ray) берёт на себя монументальную задачу - охватить целую карьеру одного из величайших артистов Америки, музыкальной легенды Рэя Чарлза. И в основном преуспевает в этом, а благодаря энергичной, гипнотизирующей игре Джэми Фоккса в главной роли фильм мгновенно будет принят миллионами поклонников Чарлза во всём мире.
Когда вы впервые слышите запись Чарлза, вы не можете не окунуться в звуки и истории, которые он рассказывает в этих песнях. То же с фильмом: вы погружаетесь в него. Однако в отличие от песен фильм кое-что утаивает. Он глубоко уходит в жизнь, столь же полную как бед и боли, так и триумфа и успеха, но так и не показывает досконально, кто же всё-таки Рэй. Возможно, режиссёр Тэйлор Хэкфорд, который провёл 15 лет над разработкой сюжета с певцом и композитором, слишком сблизился со своим предметом.
Самое лучшее в Луче - это то, как он инсценирует музыкальные влияния на Рэя, изменения в его стиле и реакцию аудитории на это развитие. Будучи юношей, Рэй впитывает госпел, джаз и кантри. Он начинает с имитирования стиля таких популярных записывающихся артистов, как Нат Кинг Коул и Чарлз Браун. Но как только он находит свой собственный голос - гораздо более глубокий и фанковый, - Рэй экспериментирует. Он смешивает ритм-энд-блюз с госпелом - кощунство для некоторых - и достигает музыкального прорыва. Затем он переходит к року, а позднее - к кантри, и с каждым изменением фильм в одной-двух сценах прекрасно передаёт то воздействие, которое эти сдвиги оказали на музыкальную сцену.
Яркие события его личной жизни также инсценированы - в 5 лет он стал свидетелем того, как утонул его брат, в 7 - потерял зрение, в юности - одинокие дни в дороге, свадьба с его преданной женой Деллой Биа (Керри Вашингтон) и его романтические отношения с женщинами-певицами в дороге.
Он подсел на героин - привычка, от которой он страдал долгие годы, прежде чем завязал. Фильм уделяет, возможно, слишком много времени подробностям этой борьбы. Автор сценария Джеймс Эл. Уайт и Хэкфорд пытаются увязать наркотики с виной в смерти его брата и стрессом из-за его слепоты, но не преуспевают ни в том, ни в этом.
Фильм так и не проникает по-настоящему внутрь Чарлза, но Фоккс создаёт очень харизматичный образ. Он передаёт неуклюжие движения его тела, его расшатывания клавиатуры или просто то, как он входит в комнату. Но главное - Фоккс выражает внутреннюю натуру Чарлза, его естественную безмятежность и его гармонию с миром благодаря острому слуху и инстинкту радовать людей.
(с)
Очень рекомендую всем любителям блюза и джаза, и вообще хорошей, качественной музыки, а также начинающим музыкантам в качестве источника вдохновения.
От себя: расизм расизмом, но когда талант действительно есть, расизм ему, как оказалось, не помеха.
Смотреть лучше всего на двд, потому что фильм идет два с половиной часа.